Земельный налог и его роль в формировании местного бюджета

Земельный налог – это плата за пользование участком земли. Налоговые выплаты являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению, а также являются составляющими доходов местных бюджетов.

Есть две части бюджета: доходная и расходная. Доходная часть его складывается из дотаций государства, взаиморасчетов, финансовой помощи, поддержке, а также собственных доходов. К таким доходам относятся местные налоги, доли, закрепленные за территориальным бюджетом, от отчислений в федеральный бюджет, а так же в местный бюджет более высокого уровня, средства, которые получает бюджет от других видов деятельности. Понятно, что местный бюджет высокого уровня имеет больше источников для пополнения доходной части, чем бюджет нижестоящего уровня. Поэтому и земельный налог играет большую роль в доходной части бюджета низшего уровня, чем в бюджете более высокого. То есть для города земельный налог играет меньшую роль, чем для сельского поселения, где он зачастую является основным наполнителем бюджета.

Земельный налог относится к категории местных налогов. Устанавливается, вводится в действие местными органами в соответствии с нормами федерального законодательства. Налог этого вида взимается со всех участков, находящихся в обороте, то есть состоящих на кадастровом учете.

Увеличение собираемости земельного налога в местный бюджет

Прежде всего, для достоверного описания фактического состояния территории муниципального образования создается картографическая основа в виде:

  • Ортофотопланов масштаба 1:500 – 1:2 000 на населенные пункты;
  • Ортофотопланов масштаба 1:5 000 – 1:10 000 на межселенную территорию.

Наличие  актуальной,  юридически-значимой  картографической  основы территории, выполненной в соответствии с  требованиями действующих нормативно-технических  документов  позволяет иметь достоверный и независимый источник первичной информации для описания фактических границ земельных участков.

Далее рассмотрим основные этапы анализа  «недобора» земельного налога:
  1. Запрос и получение из единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) кадастровых планов территории. Импорт данных из ЕГРН в геоинформационную систему (далее — ГИС).
  2. Формирование реестра земельных участков (полученных из ЕГРН) и специализированного «слоя» границ земельных участков на ортофотоплане. Наложение данных о границах зарегистрированных земельных участков, полученных из ЕГРН, на созданный ортофотоплан необходимо для сравнения с фактическими границами земельных участков. Таким образом, выявляются несоответствия фактических границ земельных участков и данных ЕГРН, а также еще не зарегистрированные земельные участки («самозахват»). Благодаря ортофотоплану все несоответствия можно определить в полном объеме.
  3. Формирование реестра земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и реестра земельных участков, сданных в аренду. Так как для правильной качественной и количественной величины «недобора» земельного налога однозначно необходимо учитывать данные о земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и сданных в аренду. 
  4. На основании собранных данных по всем земельным участкам можно провести оценку величины земельного налога по фактически выявленным земельным участкам и сравнить с поступающим в бюджет земельным налогом, и следовательно, определить величину «недобора».
  5. Аналогичный анализ может быть произведен по объектам капитального строительства.

Для эффективного управления территорией муниципального образования, в том числе для повышения собираемости земельного налога, необходимо проведение описанного выше комплекса работ.

Очень важной составляющей комплекса работ являются ортофотопланы. Их использование позволяет выявить:
  • нецелевое использование земель;
  • реестровые ошибки в ЕГРН;
  • факты «самозахвата» земельных участков и случаи «самостроя»;
  • неиспользуемые земли;
  • уточнить адресный реестр и многое другое.

Ортофотопланы также необходимы для актуализации границ населенных пунктов и границ территориальных зон правил землепользования и застройки (ПЗЗ).

При проведении указанного комплекса работ, затраты на создание ортофотопланов и приобретение ГИС окупаются в течение  2-3 лет.

ООО «Паритет» предлагает на договорной основе  выполнить работы по созданию ортофотопланов, актуализации границ населенных пунктов и границ территориальных зон ПЗЗ  с подготовкой документов для внесения сведений в ЕГРН, приобретению, установке  и обучению специалистов администрации  работе с ГИС, консультации по проведению анализа «недобора» земельного налога.

Контакты

e-mail: karta.atlas@gmail.com

Тел.: +7 (914) 695-89-81,   +7(914)333-22-53